Печатный рынок СМИ: как остановить потери?

5 сентября в Санкт-Петербурге собрались журналисты средств массовой информации Северо-Западного Федерального округа, чтобы обсудить самые острые проблемы сегодняшнего дня. Вот мнения участников этого мероприятия.
 
Иван Бенца, генеральный директор Ассоциации СМИ Северо-Запада, учредитель АРС-ПРЕСС:
 
- Дискуссия вышла живой, настоящей, и это не первая дискуссия на тему выживаемости информационного рынка, организованная АСМИ. Наш голос в общероссийском хоре голосов новизной не отличается: трудно, крайне трудно, особенно региональным печатным СМИ. Что мы предлагаем? Нужен твердый, внятный и последовательный голос в поддержку печатного рынка СМИ. Хорошо, если это будет единый голос журналистского сообщества. Ведь рынок печатных СМИ разрушается не только естественным процессом вытеснения традиционных СМИ виртуальными, но и уродливыми рыночными перекосами на местах и отсутствием правил. Да, тревожных голосов звучало уже немало, но это не означает, что нужно опускать руки и ждать, когда исчезнут последние печатные СМИ. Голос наш должен звучать, но он должен быть убедительным и доказательным. Мы услышали предложение спикера Госдумы шестого созыва и собираемся в ближайшее время обратиться к главным редакторам и издателям Северо-Запада с просьбой дать развернутую информацию об их отношениях с распространителями. Нужны цифры и факты, которые можно будет потом обобщить, и на этой основе обращаться к законодателям. Приглашаем к этой работе всех наших коллег из всех регионов.
 
 
Ольга Сазонова, координатор проектов АСМИ
 
Нужна ли российским СМИ государственная поддержка? В каком направлении должна развиваться законодательная база, регулирующая поддержку и развитие информационного рынка?
 
Мнения на сей счет участников вебинар-дискуссии, прошедшей недавно в Санкт-Петербурге, при всей очевидности существующих проблем оказались неоднозначными. Это было продолжением дискуссии, начатой на последнем Форуме СМИ Северо-Запада, проводимого Ассоциацией СМИ Северо-Запада (АСМИ), объединяющей свыше ста региональных медиаструктур. В вебинар-дискуссии приняли участие эксперты, юристы, главные редакторы и издатели, в том числе по видеосвязи из Калининграда, Карелии, Мурманска.
 
Большинство руководителей региональных СМИ высказались за господдержку. Заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев приводил убедительную аналитику, подтверждающую тезис о том, что современные СМИ для выживания должны находить удачные бизнес-модели. А первый заместитель главного редактора "Российской газеты" Юрий Лепский, рассуждая о господдержке, ненавязчиво и не менее убедительно подводил к тому, что к руке дающей надо припадать с осторожностью, и не следует ждать пылкой безвозмездной любви от власти. Но сторонников господдержки СМИ эти мнения не поколебали. Мнение части зала опирается на тревожные факты. В Северо-Западном регионе за последние годы закрылись десятки печатных изданий, в том числе тех, которые имели вековую историю и входили на протяжении десятилетий в число ведущих информационных структур региона. И "фронтовые" сообщения с мест продолжают поступать: потери следуют одна за другой.
 
Затянувшийся кризисный период  некоторые аналитики склонны объяснять естественными трудностями трансформации информационной среды: традиционные СМИ продолжают испытывать натиск виртуальной среды и не выдерживают усиливающейся конкуренции. Таков, уверяют они, естественный информационный процесс, причем, не только в России.
 
Но сторонники традиционных видов носителей массовой информации придерживаются иной точки зрения: виртуальная среда никогда не заменит в полной мере традиционные виды СМИ, а для формирования полноценного информационного рынка нужна  государственная программа, какая существует, например, в скандинавских странах. Они уверяют, что современная российская законодательная база по регулированию информационного рынка носит бессистемный характер и ассоциируется главным образом с запретительными мерами. В штормящих рыночных условиях спасательные круги бросались всем, кроме СМИ. Единственный закон по поддержке СМИ, сыгравший крайне важную роль в развитии информационной среды, особенно региональной, датировался еще«ельцинским периодом». По  мнению сторонников господдержки, этот закон стоит реанимировать с учетом современных реалий. Многие считают при этом, что  нужно заменить и устаревший Закон о СМИ.
 
Противоположное мнение высказал главный редактор и издатель из Великого Новгорода Сергей Брутман. По его мнению, газете прежде всего нужен востребованный контент. Никакая поддержка не оживит бессодержательные государственные СМИ. Если и нужно вмешательство государства, то лишь для того, чтобы создавать равные конкурентные условия на рынке.
 
 - А что конкретно не устраивает в старом Законе о СМИ присутствующую аудиторию? – задал вопрос  председатель Государственной Думы шестого созыва Сергей Нарышкин, принявший участие во второй половине дискуссии. И, не получив внятного ответа, резюмировал: - Мне представляется, что лучше не трогать Закон, который выдержал испытание временем, а подновить устаревшие положения и двигаться дальше.
 
В присутствии спикера  Госдумы последнего созыва дискуссия вокруг трудностей на информационном рынке и необходимости государственной поддержки СМИ оживилась. Проблем, особенно на печатном рынке, множество. «Дайте аналитику, хотя бы по распространению печати, изложите внятно свою позицию законодателю и я уверен, что вас услышат», - высказался Сергей Нарышкин по окончании дискуссии.
 
Это предложение было услышано. Принято решение провести исследование ситуации с доставкой печати в регионах и на основе конкретных данных внести свои предложения на рассмотрение профильного журналистского ведомства и законодателей. Как это часто бывает в жизни, дело спасения – целиком в руках нуждающихся в этом спасении.