В выставочном зале «Родина» открылась выставка, посвящённая белгородскому журналисту Анатолию Литвинову

В выставочном зале «Родина» открылась выставка «Газета — жизнь, а жизнь — газета», посвящённая белгородскому журналисту Анатолию Литвинову.

В этом году ему исполнилось бы 70 лет, он трагически ушёл из жизни в 1993 году. Анатолий Литвинов отдал белгородской журналистике 20 лет, работал в газетах «Ленинская смена» и «Белгородская правда».

Его называли генератором идей и золотым пером. Коллеги, работавшие с ним, рассказывают, что даже из самого слабого материала он мог сделать интересную заметку, придумав к нему броский заголовок, добавив несколько фраз и переставив абзацы. Его же тексты называют «пережившими время».

— Очень мало журналистов, чьи тексты остаются злободневными и интересными на протяжении многих десятилетий, — открыл выставку генеральный директор издательского дома «Мир Белогорья» Олег Шевцов. — Когда в 2017 году мы работали над подборкой публикаций к 100-летию газеты «Белгородская правда», многие непременно обращали внимание на то, что тексты Анатолия Литвинова сегодня можно брать и печатать в областной прессе и сетевых изданиях. Это действительно редкий дар для журналиста, в отличие от писателя, сделать так, чтобы его публикации пережили своё время. Если познакомитесь с текстом «Огонь или перегар», посвящённым августовским событиям 91-го года, которые сейчас страшно далеки от нас, вы, наверное, это увидите, почувствуете и поймёте.

Это действительно редкий дар для журналиста, в отличие от писателя, сделать так, чтобы его публикации пережили своё время.

Проект, который включает в себя экспозицию, съёмки документального фильма, издание газеты и сайта подготовили старшая дочь Анатолия Литвинова Анастасия Гладкова-Литвинова и дизайнер Юлия Семёнова при поддержке ИД «Мир Белогорья», регионального отделения Союза журналистов России и компании «Белгород Медиа».

Экспозиция представляет собой несколько стендов с фотографиями из редакционной и частной жизни Анатолия Литвинова, цитат из его газетных публикаций, писем, воспоминаний о нём его коллег, друзей и читателей.

Анатолий Литвинов — коренной белгородец, родился 12 февраля 1949 года в доме купца Селиванова, в котором после войны жили его родители. Сейчас в нём размещается Литературный музей и Музей энергетики. Закончил 19-ю белгородскую школу, учился в институте строительных материалов, это был первый набор в Технологе. В школьные годы посещал городской театр имени Аркадия Гайдара в Доме пионеров. Театральная среда на него повлияла, в институте активно участвовал в КВН, капустниках, которые были тогда популярны.

В один момент решил уехать в Москву, поступил на режиссёрский факультет в Щепкинское театральное училище. После работал в белгородском театре имени Щепкина, где и познакомился со своей будущей женой, актрисой Галиной Каневой. У них родилось трое детей — Анастасия, Василий и Мария (Мария Литвинова — главный редактор сайта Go31.ru, прим. ред.).

Анатолий Литвинов работал младшим литературным сотрудником, корреспондентом, ответственным секретарём молодёжной газеты «Ленинская смена», последняя его должность — заместитель главного редактора «Белгородской правды».

— Без настоящей журналистики, через которую социум познаёт себя, невозможно его развитие. Анатолий Литвинов — та фигура, которая способна нам об этом напомнить.

— Мне показалось, что наша выставка – очень современна, — пояснил Олег Шевцов. — Не потому, что в этом году Анатолию Литвинову исполнилось бы 70 лет. Это, как говорят в журналистике, информационный повод. Мы собрались здесь, потому что сегодня в обществе, которое называется постиндустриальным и информационным, осталось мало журналистики. Много рекламы — да. Много пропаганды — да. Много околожурналистских явлений — да. Много времени человек проводит в медиа, смотрит телевизор, просматривает ленты новостей, сидит в сетях, лайкает картинки в «Инстаграме» и «Фейсбуке» — да. Но настоящей журналистики, настоящего журналистского неравнодушного слова осталось очень мало. И в этом, может быть, главный урок, который каждый из нас может вынести, читая и перечитывая, а кто-то впервые прочитает, тексты Анатолия Литвинова.

По словам Олега Шевцова, нужно «не забывать, что без настоящей журналистики, через которую социум познаёт себя, невозможно его развитие. Анатолий Литвинов — та фигура, которая способна нам об этом напомнить».

Универсальность журналиста в том, чтобы сделать любой материал значимым для всех, кто будет его читать.

— Занимаясь подготовкой журналистов, мы постоянно говорим об универсальности современного журналиста: сам снял, сам отфотошопил, сам разместил на сайте, — рассказала на открытии выставки декан факультета журналистики БелГУ Светлана Ушакова. — Но вот мы познакомились с текстами Анатолия Литвинова и хорошо осознали другую истину: что настоящий универсализм журналиста совсем не в этом, а в масштабе личности, в том социальном чувстве, которое у него есть, когда он сталкивается с любой проблемой, любым человеком. Когда сопоставляешь интервью с Муслимом Магомаевым, рассказ о строительстве Старого Оскола, и тут же фельетон про тётю Мотю с улицы Урожайной, которая ловко работала с электросчётчиком, и так далее, понимаешь, что универсальность журналиста в том, чтобы сделать любой материал значимым для всех, кто будет его читать.

На открытии выставки презентовали фильм об Анатолии Литвинове, изданную «Миром Белогорья» газету с материалами о нём и сайт, на котором разместили его статьи, репортажи, очерки, интервью и фельетоны.

Комментарии